Что делать, если подросток отказывается от помощи

Самое важное – активное слушание. Не пытайтесь давать советы, пока не выслушаете всё до конца. Создайте комфортную атмосферу, без давления.

Важно понимать, что трудности, с которыми сталкивается молодой человек, могут вызывать у него сильное эмоциональное возбуждение и даже панику. Подумайте, что могло вызвать это состояние? Недавние школьные неудачи, проблемы в семье, с друзьями? Обратите внимание на поведенческие изменения: снижение успеваемости, ухудшение настроения, повышенная раздражительность — это первые звоночки. Возможно, у него назрел конфликт с окружением, или он столкнулся с вызовами, непосильными для его возраста.

Не стоит спешить с решениями. Лучше сформулируйте вопросы, побуждающие его самого разобраться в ситуации: «Что тебя беспокоит?», «Как ты видишь выход из этой ситуации?», «Кто может тебе помочь?». Спросите об источниках стресса, которые могут быть самыми разными – от учёбы до семейных вопросов или общения с сверстниками. Знание «истории» ситуации поможет выбрать подходящий способ поддержки.

Предложите варианты помощи, например, совместный поход к школьному психологу, обращение к родителям или другу, который может ему помочь. Постарайтесь привести примеры решения аналогичной проблемы. Помните, у каждого свой путь и время на поиск выхода. Не ставьте перед собой и, тем более, перед молодым человеком невыполнимых задач.

Как определить, что нужна поддержка?

Обратите внимание на резкие перемены в привычном поведении. Если раньше ваш ребёнок был активным и общительным, а теперь замкнулся в себе, это тревожный звоночек. Следите за изменениями в его графике сна и питания. Неделями не спит и не ест? Нужно анализировать ситуацию.

Понимание знаков, которые он дает: избегание социальных контактов, скачки настроения, частые недовольства, проблемы с концентрацией. Есть ли внезапное появление у него новых друзей? Если они негативно влияют на его поведение, это критическая деталь.

Наблюдайте за физическим состоянием: частые головные или желудочные боли, потеря аппетита или наоборот, неконтролируемые перемены в весе. Синяки и порезы без видимой причины – веские основания для беспокойства.

Проверьте его увлечения, хобби, интересы. Были ли они ценны и важны раньше? Пропажа или изменение вкусов и привычек – существенный параметр. Это явный сигнал.

Обратите внимание на изменения в учебной деятельности. Оценки стали хуже, он перестал учиться или пропадает с занятий? Это тревожный звонок.

Важно: не старайтесь сразу же выявлять болезненных диагнозов или придумывать причины. Проявите искреннее участие, задайте ему каверзные вопросы, чтобы выявить мотивы. Будьте внимательны.

Как начать беседу о поддержке с юношей или девушкой?

Начните с открытого вопроса, оторвавшегося от банальностей. Например: «Как твоя неделя прошла?» или «Что тебе сейчас на душе?» Не требуйте подробностей, просто дайте возможность высказаться. Активно слушайте, не перебивая. Важно создать атмосферу доверия и безопасности.

Избегайте наводящих вопросов. Не спрашивайте: «Ты грустишь?» или «У тебя что-то случилось?». Это может подтолкнуть к защитному поведению. Задавайте раскрывающие вопросы, направляйте диалог, но не навязывайте свои ответы. Например, вместо «Что тебя тревожит?» можно попробовать: «Расскажи о том, что происходит в школе/в кругу друзей».

Используйте конкретику и делайте связи с его миром. Например: «Как дела в классе по истории? Твоя новая книга по биологии интересная? Ты как-то говорил про соревнования, как они продвигаются?». Это помогает подростку почувствовать ваше внимание к его жизни, а не к его психологическому состоянию.

Покажите, что вы готовы выслушать и принять. Не перебивайте, даже если ситуация кажется вам нелепой. Подкрепляйте свои высказывания конкретными примерами из собственного опыта. Говорите о том, как вы сами справлялись с подобными ситуациями. Но не делясь подробностями собственных проблем.

Если юный человек отказывается говорить, не настаивайте. Попросите его подумать об этом. Например: «Расскажи потом, когда будешь готов». Или: «Может быть, написать о переживаниях?»

Будьте готовы предоставить ресурсы и возможности для решения проблем. Расскажите, что существуют люди/органы, к которым он может обратиться. Не навязывайте конкретные решения. Сделайте акцент на том, что он не один.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *