Не пугайтесь: молодые люди в переходном периоде часто испытывают дезориентацию. Это не патология, а нормальный этап развития, схожий с поисками личного направления. Часто речь идёт о поисках личностного компасса.Важно понять, что кризис ориентиров в данном возрасте – это необходимость, а не проблема.
Что делать? Вместо того, чтобы пытаться навязать реальную картинку мира, направляйте ребёнка на самопознание. Уделяйте внимание не только учебному процессу, но и развитию увлечений. Определите с ним интересы и устремления (даже если они кажутся нестандартными). Предлагайте разные возможности пробывать себя в разных видах деятельности.
Изучите специфические трудности. Исследования показывают, что часто дефицит целей и мотивации связан с проблемами в социальном кругу или системе учебных обязанностей. Отсутствие чёткого направления может возникать при сильном влиянии окружающих на пути достижения целей или при завышенных требованиях к успехам. Важно понять, что на пути отрочества молодые люди испытывают большое влияние, а не являются «непостоянными» или что-то «меняющегося».
Пример? Родители могут поддержать ребенка, помогая ему осознать свои сильные стороны, учитывая место, где он живёт и с какими людьми общается. Предложите поговорить о будущих планах, о целях и приоритетах, но избегайте прямого навязывания ваших собственных устремлений.
Причины дезориентации молодых людей: от соцсетей до давления социума
Конкретная рекомендация: Обращайте внимание на тонкие знаки, проявляющиеся в поведении. Это может быть постоянное сравнение себя с другими, нежелание учиться, отказ от увлечений, или беспокойство, вплоть до депрессии.
Рассмотрим факторы, формирующие ощущение пустоты у юношей и девушек:
Социальные сети: Постоянный поток позитивного контента, жизни «из лучших моментов», а также повышенная активность в виртуальном пространстве провоцирует чувство несостоятельности. У реальных друзей, иногда, оказывается меньше «лайков» и «комментов», чем у виртуальных знакомых. Это ощущение «недостаточности» становится основой для сравнений и самокритики.
Давление сверстников: Ожидания, навязываемые группой, могут стать очень давящими. Стремление соответствовать модному стилю, общепринятым ценностям или поведениям зачастую вносит ощущение неполноценности. Молодые люди могут потерять внутреннюю целостность, чтобы принадлежать к группе.
Отсутствие явных целей: Часто недостаточно времени уделяется обсуждению планов на будущее, профориентации и размышлению о собственных устремлениях. Это приводит к неясности личных перспектив и ощущению бесцельности.
Переходный возраст: Физиологические и гормональные изменения в этом периоде часто ведут к колебаниям настроения. Изменение внешности, появление проблем со здоровьем – все это способно исказить самооценку. Важно помнить, что это временный период.
Рекомендация родителям: Активное общение с подростками, совместные интересные занятия, беседы о переживаниях и посильные компромиссы. Проработка личной ценностной основы — важная составляющая их развития.
Как помочь юношам и девушкам обрести жизненные ориентиры
Предложите им конкретные дела, а не абстрактные рассуждения. Например, вместо «Найди хобби», предложите: «Попробуй записаться в кружок по фотографии или в театральный клуб. Посмотри, что тебе это даст».
Организуйте совместную деятельность. Это может быть поход в музей, добровольческая акция, или просто посиделки с обсуждением книг. Важно, чтобы это была работа, требующая совместных действий и общих целей.
Поощряйте самостоятельность. Пусть подростки выбирают свои занятия, ставят личные цели и сами работают над их достижением. Показывайте, что вы верите в их способности, даже если они терпят неудачи. Важно не просто одобрить, а помочь осмыслить причину неудачи и найти выход.
Обсуждайте важность ценностей и жизненных принципов. Не абстрактно, а на примерах из жизни. Например, обсудите, как честность или ответственность помогают в достижении целей.
Поощряйте открытое общение. Создайте атмосферу доверия, где дети могут открыто делиться своими чувствами и переживаниями. Важно не осуждать, а слушать и предлагать поддержку. Предоставьте подросткам возможность высказать своё мнение и рассказать о проблемах.
Учтите влияние окружения. Знакомства, группа друзей – важная часть подросткового периода. Постарайтесь помочь разобраться, несет ли тот или иной круг общения позитивный или отрицательный заряд? Помогите подростка найти или создать положительные отношения.
Покажите эффективность работы. Пусть юные люди увидят, как их усилия приводят к результатам. Если они вовлечены в какие-то проекты, подчеркните значение их вклада и итоговый результат. Это повышает мотивацию.